«Только раз бывает в жизни встреча,
Только раз судьбою рвется нить…»
Старинный русский романс
Документальная анимация. Как бы дико ни звучало это словосочетание, с каждым годом представителей этого коктейля из смелых визуальных решений, смешанных с животрепещущими остросоциальными темами, становится все больше. Здесь есть биографии Райана Ларкина и Норманна Макларена, интервью с Джоном Ленноном, путевые записки о Мадагаскаре, выдвинутые на премию Оскар, кадры военных действий и шуточные жалобы животных на их тяжелую жизнь в зоопарке. С каждым годом документальная анимация все шире охватывает нашу жизнь, проникая в самые укромные уголки повседневного быта, обнажая порой то, что каждый определяет для себя как нечто личное и сокровенное. Например, рассказ о первом сексуальном опыте. Именно исследования в этом направлении и стали ключевой темой короткометражки Йонаса Оделла «Не так как в первый раз».
Сегодня, пожиная плоды всех секс-революций, общедоступности информации эротического содержания и бесконечного потока школьно-молодежных комедий, мы вынуждены констатировать факт, что секс из священного акта, о котором с таким воодушевлением писали древние, превратился в своеобразный фетиш. Сегодня, если молодой человек или девушка окончили школу, не совершив свой первый сексуальный опыт, они рискуют остаться в аутсайдерах на всю жизнь. Хорошо это или плохо пусть разбираются последователи Фрейда и Юнга. Нас же интересует то, как это происходит в первый раз. Точнее четыре взгляда на этот процесс, призванные как-то объединить весь тот спектр душевных переживаний, что испытывает человек, теряя девственность. Естественно, что в данном вопросе главенствует принцип «сколько людей, столько историй», однако некоторые общие черты из эпизодов, рисуемых Йоносом Оделлом, можно интерполировать на собственные ощущения.
Истории под номерами один и четыре ведутся от лица мужчин. Точнее от лица школьника-студента и мужчины уже преклонных лет. Поскольку мужчина при первом половом акте теряет гораздо меньше, нежели его партнерша, принято считать, будто он не испытывает волнений по этому поводу. На самом деле это не совсем так, и сюжеты подтверждают данный тезис. В первом случае, основное волнение продиктовано желанием сделать так, как это положено (то есть так, как об этом показывают в фильмах и рассказывают старшие товарищи). Отсюда эта стандартная, в общем-то, заминка с презервативом и обязательное высмеивание «более опытных» сверстников. Именно это диктует и способ подачи материала. Нарочито грубый, фарсовый рисунок, который призван, скорее, вызывать улыбку, нежели располагать к сопереживанию. Вторая мужская история переносит нас в годы, предшествующие сексуальной революции. В то время, когда секс был табу, а подростков кормили историями о беременности через любовные записки. Сегодня, эта история выглядит наивной и милой. Однако именно она дает романтическую ноту, которой так не хватало всей анимационной работе в целом. Взгляд на праздничные улицы, на поющих птиц, на красоту окружающего мира. Это именно та мелодия, которой должен заканчиваться рассказ о сексе, не механическом половом акте, а нечто большем. О чувстве, которое переполняет тебя всего, заставляя петь, смеяться и радоваться всему вокруг.
Секс глазами девушек не выглядит таким же легким и радостным, как в рассказах мужчин. Барышни, занявшие вторую и третью строчку эпизодов короткометражки, поведают нам совершенно противоположные истории. Причем противопоставляться они будут не только мужскому голосу, но и сами себе. Первая девушка расскажет нам об утраченных ожиданиях. О том, как день за днем она и ее молодой человек шли к этому моменту. Моменту, после которого мир не перевернулся с ног на голову, и небо осталось небом, и земля осталась землей. Вот только эти парень и девушка не остались друзьями. Преподав первый взрослый урок друг другу, сыграв важную роль в противоположной жизни они разошлись по своим путям, чтоб никогда больше не встречаться. Но даже эта утрата ожидания чего-то необычного, не такая уж большая потеря по сравнению с историей второй девушки. Увы, но именно это история наиболее часто мелькает в рассказах современной молодежи. «Пошла с незнакомыми парнями, он мне даже не нравился, я была пьяна, ничего не помню». Согласитесь, эта история веет своеобразным диагнозом всего современного общества. Причем диагнозом неутешительным. Именно по этому она окрашена в довольно мрачные индустриальные цвета.
Вполне закономерно, что выбранный материал и разнообразие стилистических решений, принесли короткометражке Оделла огромный успех публики и несколько призов от фестивального жюри. К сожалению, его следующая работа «Лгуны» уже не смогла повторить успех «Первого раза». Первый раз бывает только раз. «Лгуны» мало того, что используют те же концепцию и стилевые приемы, так они еще и не столь злободневны и интересны для простого зрителя. Здесь как с романом Кундеры «Невыносимая легкость бытия», эмоционально-сексуальные переживания героев стоят на порядок выше, нежели социально-политическое занудство с морализаторством. С другой стороны, если Оделл будет продолжать в том же духе, через пару лет мы получим занимательный учебник по психологии, снабженный достаточно яркими и интересными иллюстрациями. Что, в свою очередь, не так уж и плохо.