Корреспондент "25-го кадра" посетил мастер-класс одного из самых известных итальянских режиссеров современности – Маттео Гарроне, почувствовал себя натурально просветленным и теперь делится свалившимися на него мудрыми мыслями.
В начале апреля в рамках фестиваля нового итальянского кино N.I.C.E. в Москве и Санкт-Петербурге прошла ретроперспектива Маттео Гарроне. Открывал XIX фестиваль N.I.C.E.
"Страшные сказки", фильм, в прошлом году номинированный на главный приз Каннского фестиваля, а потому успевший не только хорошо себя зарекомендовать в кругу киногурманов, но и заинтересовать массового зрителя. Помимо "Сказок", посетители фестиваля могли увидеть на большом экране и другие, уже успевшие стать культовыми ленты, – "Таксидермиста", "Гоморру" и "Реальность", причем представлял работы сам режиссер. Также 7 апреля в Московской Школе Кино прошел мастер-класс, во время которого маэстро раскрыл секреты профессии, рассказал о разнице подходов к съемкам различных картин и ответил на вопросы зрителей.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-speech_garrone_1_r.jpg)
Гарроне привез с собой практически бесценную подборку бэкстейджа со съемок своих фильмов и во время просмотра постоянно просил поставить запись на паузу, чтобы поподробнее рассказать о некоторых аспектах работы режиссера. Так, например, он сообщил о том, что не видит разницы между профессиональными и непрофессиональными актерами, но при этом всегда стремится очень чутко выбирать для них способ "погружения в образ". В зависимости от актера, его темперамента и способа адаптации к роли, методы варьируются: некоторым лучше давать читать сценарий целиком, для того, чтобы полностью прочувствовать персонажа, другим же лучше ничего не знать о судьбе героя до момента самих съемок, чтобы ярче проявлять себя в каждом отдельно взятом эпизоде. В "Гоморре", например, исполнители главных ролей до самого последнего момента не знали о судьбе своих персонажей – Гарроне давал им ровно тот кусочек сценария, который был необходим в конкретный съемочный день. Привело это к тому, что в один из таких дней ребята были в настоящем шоке и умоляли его изменить концовку.
Складывается впечатление, что на съемках "Гоморры" вообще происходило немало казусов, как забавных, так и не очень. Так, например, в кадре появлялись настоящие члены неаполитанской мафии. Засветить собственные лица в эпизодах с убийствами им не разрешили, но архивные записи хранят кадры, на которых рослые ребята рассказывают, как правильно разбирать и собирать пистолеты и о разных калибрах оружия, которое они привыкли использовать в реальной жизни. По словам Гарроне, настоящим мафиози вообще не чужда страсть к кино, они видят в нем большой соблазн и искушение. Остановив видео в очередной раз, Гарроне о рассказывает о том, что, по его мнению, криминальные авторитеты черпают вдохновение из мира кино, а не наоборот. За примерами далеко ходить не надо: он тут же указывает на запечатленную на записи настоящую виллу, чей дизайн практически полностью скопирован из "Лица со шрамом".
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-speech_garrone_2_r.jpg)
На вопрос, почему он предпочел работать с таким трудным и даже опасным материалом, Маттео пожимает плечами и отвечает, что его зацепила тематика произведения (роман, по которому была поставлена "Гоморра" написал Роберто Савиано, и именно из-за этой книги вся мафия объявила на него настоящую охоту). Режиссер заинтересовался книгой как посвящением человеческим проблемам, а выбор киноязыка (формально фильм использует язык документальных фильмов), как пояснил он сам, это – всего лишь один из радикальных методов, к которым Гарроне обратился для того, чтобы достоверно изобразить реальность, показать криминальный мир во всех его правдоподобных деталях.
Другая картина Гарроне, "Реальность", также тесно связана с криминальной тематикой, правда, скорее косвенно. Начать хотя бы с того, что ведущий актер сидел в тюрьме с пожизненным приговором (на момент начала съемок, он провел в исправительном учреждении уже 23 года). Однако Маттео, который видел спектакли с его участием еще мальчишкой (отец будучи театральным критиком часто брал сына с собой на вечерние представления), во чтобы то ни стало хотел заполучить Аньелло Арена в свою ленту и все-таки добился своего. Но были, конечно, и трудности: во время съемок на площадке часто присутствовали стражи правопорядка, а актера каждый вечер отвозили в тюрьму. "Нам пришлось искать для него не лучшую гостиницу в городе, как обычно делается, а лучшую в городе тюрьму", – шутит режиссер. Кончилось все хорошо: "Реальность" получил гран-при на Каннском фестивале 2012 года, а пожизненный срок Аньелло заменили на условный. На вопрос о том, поддерживает ли Маттео с ним связь, тот ответил, что Арена трудится в театре, а в свободное время подрабатывает на студии, недалеко от офиса самого режиссера.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-speech_garrone_3_r.jpg)
Фичуретки "Страшных сказок" отчетливо показывают насколько сильно отличалась работа над громким проектом от его более ранних картин. Гарроне рассказал, что обычно он выстраивает работу в удобном для себя ключе: старается снимать по возможности в хронологическом порядке и при этом любит ставить много сцен подряд, чтобы помочь актерам, особенно непрофессиональным, "пройти путь персонажа" и заодно понять, какие детали стоит изменить в сценарии, если вообще стоит. "Речь идет именно о деталях, – подчеркивает Гарроне, – конечно же, я никогда не сомневаюсь в общем концепте, проекте в целом". Но именно переоценка деталей, по словам режиссера, изменение раскадровки или внесение каких-либо правок, может помочь сделать картину более целостной и насыщенной.
В случае же со "Сказками" такой подход был не совсем оправдан и даже мало возможен: гонорары актеров вынуждали его четко распланировать съемки, а сложный процесс создания спецэффектов не давал "поиграть" с ракурсами и постановкой сцен. Была и другая проблема: те же самые спецэффекты лишили Гарроне возможности самому стоять за камерой. Для режиссера, для которого основная идея работы состоит в погружении зрителя в воссозданный перед камерой мир, причудливую и уникальную авторскую сверхреальность, такой расклад оказался довольно болезненным. Четко структурированный порядок съемочного процесса и выверенность главных образов, по словам Гарроне, практически не давали ему возможности поймать какой-либо уникальный, неожиданный момент, способный раскрыть суть всей истории или же просто показать актера/персонажа с помощью его глаз (адекватной заменой которым обычно как раз служит объектив камеры), в конце концов, "не потерять жизнь в кадре". Нервничал режиссер и потому, что работа над картиной была технически сложной и практически никто не знал, как будет выглядеть финальный результат.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-speech_garrone_4_r.jpg)
Однако, в итоге он получил возможность поймать необходимый ему момент, что сделало его по-настоящему счастливым. И, в общем-то, несмотря на множество непривычных составляющих (это первая картина Гарроне на английском языке, на съемочной площадке всегда было множество людей, в фильме приняли участие звезды первой величины, не говоря уже о сложности монтажа и создания спецэффектов), Гарроне в очередной раз сумел провернуть свой фирменный фокус. На этот раз – перенеся дух сказок Базиле в иное измерение и снабдив необычную историю (а скорее даже истории) не менее витиеватым и богатым визуальным рядом. Отчасти ему снова помогло художественное образование, отчасти – уникальный авторский взгляд на мир. В списке художественных отсылок, которыми буквально дышит его последнее кинополотно – образы, созданные Боттичелли, Караваджо и вообще практически всем цветом итальянской живописи семнадцатого века. Но одной из ключевых фигур Гарроне все же называет Франциско Гойю, в чьих работах разглядел саму суть сказок Базиле. Гарроне также говорит о том, что, по его мнению, живопись представляет собой историю, рассказанную в рамках одного условного кадра и для него такой переход от живописи к кино, был вполне естественным.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-speech_garrone_5_r.jpg)
Говоря об искусстве в целом, Гарроне затрагивает не только тему живописи, немалое количество времени уделяет он и театру. Призывая обратить более пристальное внимание на истоки кинематографа, в частности, на немое кино, он тут же показывает одну из своих самых любимых сцен - из "Шерлока Младшего" (1924). Тут же мельком упоминает и о "Андрее Рублеве" Тарковского, а также о влиянии его работы на собственное становление.
Гарроне говорит о том, что именно истоки искусства всегда влияют на выбор языка и сюжета. Напоследок, он дает совет начинающим режиссерам: найти свой собственный способ рассказывать истории и не придерживаться шаблонов. В таком случае риски не только оправдываются, но и позволяют открывать или даже изобретать новые пространства. Важно обращать внимание на интерпретацию сюжета, важна попытка создать уникальный визуальный ряд, фантастические и в то же время оригинальные образы. Работа над восприятием – вот главная задача любого рассказчика, а в особенности – режиссера, потому что язык повествования зачастую оказывается важнее самого сюжета.
Фестиваль N.I.C.E. в конце апреля также будет проходить в Казахстане, Астрахани и Новосибирске. Подробное расписание смотрите на сайте coolconnections.ru
Анна Ентякова