Старость, как известно, подкрадывается незаметно. Это ощущается даже, когда тебе еще нет и тридцати. Хочется больше успеть, что-то сделать, оставить свой след, ну и банально больше почувствовать, испытать разнообразные эмоции, среди которых просто обязаны преобладать положительные. Как это сделать? Вопрос для киномана очень простой.
Опустим амбициозное «оставить свой след», поговорим о более низменных и, возможно, столь же эгоистических материях. Как повысить ощущение качества жизни и при этом (желательно) не слишком менять привычный ритм жизни? Или, если проще, как получить больше позитивных эмоций, без отрыва задницы с дивана?
Большинство читающих эти строки – такие же киноманы, как и я. Может, более продвинутые. Может, кхм, отодвинутые. Все люди смотрят кино, а мы с вами – особенно много. Поэтому должны понять эти путанные размышления. Раньше я вообще старался не пропускать любую мало-мальски значимую премьеру. Даже если не очень интересовался жанром, режиссёром или актёрами. Просто потому что мало ли что может пригодиться при составлении самых подробных в рунете «Итогов года» (да, мы в курсе, что многабукав сейчас мало кто любит читать, но делаем свое дело не в погоне за модой). А в таком материале может пригодиться что угодно - никогда заранее не знаешь. Вот и смотришь всё подряд.
Результат вышел не самый лучший – я стал лучше разбираться в кино «здесь и сейчас», но в ущерб самообразованию (под ним подразумеваю ознакомление с ретро-кинематографом и фильмографией некоторых избранных постановщиков). Смею уверить, что стереотип о том, что просмотр только современного кино пагубно влияет на чувство вкуса, является лишь стереотипом. Если смотреть действительно много самых разных фильмов, пусть и снятых в определенный короткий промежуток времени, то отличить шедевр от проходняка также не составит труда. Но проблема в том, что шедевров за определенный короткий промежуток времени появляется, мягко говоря, не много.
Поэтому с начала прошлого года я стал куда более щепетильно относиться к выбору фильмов для просмотра. Звучит банально, и это действительно так. Кажется, что подобным образом должны поступать вообще все люди – ведь жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее плохое кино. Но получается так, что все мы имеем какие-то предпочтения, ценим какие-то жанры или симпатизируем тем или иным актерам, до последнего веря в лучшее, а потому жмём «play» даже в тех случаях, когда все вокрут твердят, что это натуральный трэш. Как же так, мало ли что там говорят! Мы гордые, умные, у нас должно быть свое мнение обо всём на свете. Мы просто обязаны посмотреть «Пиксели». Или «Боги Египта». Или «Черепашки-ниндзя 2». Герои детства же. К тому же многие в нашем окружении обсуждают эти фильмы, а мы не хотим остаться в стороне.
Но кто сказал, что остаться в стороне от обсуждения слабого фильма – это зазорно? И почему бы не довериться какому-то авторитетному источнику или рейтингу оценок на каком-то кинопортале и уже на основе выставленной другими людьми оценки решать – смотреть или не смотреть? Лично я наконец решил довериться нашим авторам. Да, на мой взгляд, порой они несколько завышают баллы, но стопроцентная совместимость во вкусах у меня вообще только с женой – вот там после просмотра любого фильма мы в 10 случаях из 10 поставим одинаковую оценку или же почувствуем, например, кто из нас поставит 7, а кто 8 баллов. Исследованию этой паранормальной телепатии стоит посвятить отдельную блоговую запись, пожалуй. А сейчас закончу этот поток сознанию и постараюсь проверить, работает ли этот жёсткий отбор.
Итак, в 2016 году средняя оценка за просмотренный фильм замерла на отметке в 7,22 балла (на основе 207 фильмов, из которых 181 был просмотрен впервые). Не слишком крутые показатели, да.
А что у нас там раньше? 7,20. 7,27. 7,43. Мда, совсем не круто.
Не такой финал вы себе представляли, правда? Оценка-то, оказывается, не слишком изменилась. Но! Мне кажется, я на верном пути.
Во-первых, с каждым годом мы становимся всё более привередливыми, оценивая всё строже и строже. Это объективный факт. Значит, если оценки примерно те же, то фильмы несколько лучше. А во-вторых, от некоторых неприятных сеансов всё-таки не получается избавиться, хоть и знаешь наперёд, что никакого удовольствия не испытаешь. Просто потому что нужно писать самые разные статьи, в которых освещаются самые разные фильмы. Ирония в том, что эти «самые разные фильмы» порой попадают в категорию «самообразование», о которой я писал выше. Так что ничего не поделаешь, от плохих фильмов не скроешься.
Но я хотя бы попытаюсь. Попытайтесь и вы. Хотя бы заведите привычку не досматривать до конца то, что «не идёт». Чтобы мучить себя существует множество способов (например, слушать Киркорова или высчитывать какие-то средние баллы), не превращайте же в пытку ещё и кинематограф. Удачи всем нам.