«25-й кадр» поговорил с актрисой Евгенией Щербаковой про «Газгольдер. Клубаре», Басту, Эверест и, конечно, российский рэп. Евгения была предупреждена, что вопросы будут непростые, но не испугалась!
Первым делом мы сразу поблагодарили Евгению за ее мужественное согласие побеседовать. Ведь мы сами до конца не были уверены в том, что беседа окажется приятной от и до – так уж вышло, что лейтмотивом стала весьма щекотливая тема.
– Ни для кого не секрет, что российский Голливуд – это Москва. А вы родом из Владивостока. Каков был ваш путь в столицу?
– Мне всегда было тесно в моём городе. Поэтому когда после конкурса «Мисс Россия» итальянское модельное агентство предложило сотрудничество, я согласилась. В целом, прожила в Италии целых 4 года. Но в итоге решила вернуться в родную страну. При этом мысль приехать обратно во Владивосток даже не возникала. Если уж начинать всё заново – то в Москве. Здесь возможностей для реализации намного больше.
– А что сподвигло покинуть Россию и поехать на родину Феллини, Антониони и Висконти?
– Сподвигло желание реализоваться. Вообще, для меня переезд в Италию был сродни путешествию на Луну: она казалась невообразимо далёкой, мифической. Из Владивостока гораздо проще поехать в Корею, Китай, Японию – эти три страны находятся рядом. А Европа кажется каким-то другим миром, в который нереально добраться.
– В Москве вы снимаетесь в кино и сериалах, а какие были успехи на малой родине?
– Я училась в художественной школе, участвовала в международных выставках, занимала призовые места. И даже выиграла в 12 лет поездку в Корею по результатам конкурса детского рисунка, который организовала компания «Кока-Кола». В 2008 году я победила в конкурсе «Мисс Приморье». И на телеэкранах впервые появилась именно во Владивостоке – правда, в роли телеведущей.
Ещё я увлекалась спортивными бальными танцами, выигрывала соревнования. В общем, у меня был достаточно активный образ жизни.
– Когда и как вы поняли, что быть актрисой – ваше призвание?
– Я любила сцену с самого детства. Даже на телевидение пошла работать, чтобы хоть как-то приобщиться к процессу съемок. Но профессию выбрала «серьёзную», окончила архитектурный институт. Однако со временем интерес к актёрству не пропал, и я поняла, что надо что-то решать. И в итоге в 26 лет поступила учиться в Щукинский театральный институт, получила второе высшее.
– Наверное, не ошибусь, если предположу, что самое неожиданное место, где вы побывали – это Эверест. Просто скажите: КАК?
– Честно говоря, «как» – для меня самой большой вопрос. Это было очень неожиданно! Для начала, я вообще сомневалась, ехать туда или нет. Было множество страхов. Я пробыла там в общей сложности 20 дней, и 3-дневный маршрут протяженностью 50 км на высотке 5600 м я прошла легко. Сама от себя не ожидала!
Тибет – это, безусловно, самое необычное место, с потрясающей энергетикой! Его обязательно стоит посетить.
– Ок, убедили, сразу после этого интервью вылетаю. Ну а в кинематографе какое было самое неожиданное место? Фильм, локация или, может, отдельная сцена?
– Самое необычное место в кинематографе было на съёмках сериала «Граница времени», где я играла Клеопатру. Мы снимали в Тунисе, в пустыне Сахара. И часть сцен была организована в локациях, выстроенных для самых первых «Звёздных войн». Это такой восторг!
– Актёрская игра – лишь один из ваших навыков. Расскажите о других талантах.
– Я вообще человек увлекающийся, люблю пробовать новое, испытывать себя, развиваться. С детства привыкла к высоким нагрузкам, с удовольствием ходила и на вокал, и в театральную студию, и на английский, и на спортивные бальные танцы. Я умею шить, до сих пор сама придумываю дизайн своих нарядов, и даже иногда посещаю в них светские мероприятия. Может быть, в будущем создам свой бренд.
Сейчас я очень плотно увлеклась гольфом, у меня хорошо получается. Продолжаю писать картины. И, естественно, заниматься любимым актёрским мастерством. В нем – вся моя жизнь!
– Перейдём к самой мякотке. 11 октября на экраны вышел фильм «Газгольдер. Клубаре», где помимо известных Михаила Богдасарова, Евгения Стычкина, Владимира Сычёва и Михаила Горевого играет Баста. И, разумеется, мы просто не можем обойти стороной этот замечательный факт. И даже боялись, что интервью сорвётся, ведь хочется задать несколько острых вопросов. Вы не против?
– …
– Молчание – знак согласия. Итак, что такое «Клубаре»? Расскажите, о чём будет фильм, как будто бы мы не умеем гуглить синопсисы в интернете, проигнорировали трейлер или не интересуемся творчеством Басты.
– Это новый формат – фильм в стихах. Пикантная гангстерская комедия, где все персонажи утрированы и гиперболизированы.
В центре фильма – промоутер Артур, который ввязался в строительство модного ночного клуба, чтобы заработать денег. Но в итоге его ставят на счётчик и проект превращается в аферу.
Артур находит российского бизнесмена, Александра Цукерберга (Михаил Богдасаров), и берёт у него инвестиции для строительства. Моя героиня — Лена Цукерберг, светская львица, которая успешно вышла замуж, девушка с раздутым эго, которая считает, что достойна всего самого лучшего. И своим мужем, российским олигархом, крутит, как хочет. Артур убеждает Александра, что клуб будет отличным бизнес-проектом. А Леночке говорит, что благодаря ему она наконец-то станет известной в светских кругах.
Вокруг этой клубной истории разворачивается весь сюжет. И да, в нём играет Баста, у которого тоже одна из ведущих ролей. Но главный герой фильма – это клуб «Клубаре». Поэтому и такое название.
– Каково играть с непрофессиональным актёром? Или рэпер-шоумен по умолчанию достаточно артистичен и органично вписался в опытный каст? И правда ли, что Баста говорит о себе во множественном числе (Баста ака Ноггано ака Нинтендо ака Вася Вакуленко)? И не планирует ли перейти уже на обращения от третьего лица?
– Честно говоря, я не слышала, чтобы Баста говорил о себе в третьем лице. На площадке его все называли Васей. Абсолютно нормальный человек. Интересный. Профессионально работает. Так что всё это мифы. А может быть, пиар.
– «Клубаре» – это такой сиквел «Газгольдер. Фильм», верно? Или ремейк? Или спин-офф? Я просто в своё время «Газгольдер» не досмотрел до конца (если честно, даже до середины), а потому мне сложно судить. Подводя итоги 2014-го года, наш журнал удостоил «Газгольдер. Фильм» «серебра» в почётной номинации «Трэш года». Мог бы взять и «золото», но тогда недосягаемым дном оказалась «Кавказская пленница!». Едва ли вы руководствовались наградами «25-го кадра» при выборе фильма, в котором играть, но всё же интересно: вы смотрели «Газгольдер»? Вам понравилось?
– Конечно же, я смотрела «Газгольдер» перед тем, как пойти на пробы. И смотрела «Кавказскую пленницу!».
– Соболезную.
– Мне понравилась идея сделать фильм в стихах. Я против ограниченного мышления. Мне всегда интересно принимать участие в новых, ярких, экспериментальных, смелых проектах. И фильм «Клубаре» именно такой.
Возможно, в плане стилистики он чем-то будет похож на «Газгольдер». Но по своей сути это – совершенно новое кино, такого у нас в киноиндустрии ещё не было.
– Т.е. «Клубаре» будет круче? Чем он похож на «Газгольдер»? Похож ли он вообще на традиционный кинематограф, к которому привыкло большинство? Предыдущий фильм больше напоминал клип, и снят был с технической точки зрения – кроме шуток – очень даже хорошо. Может, это такой кино-рэп, который мы заслужили? Без Спайка Ли, но с Иваном Курским (режиссёром «Газгольдера» и «Клубаре» – прим.)?
– «Клубаре» – это новый, экспериментальный формат. Он отличается от «Газгольдера». Да, есть похожие приёмы, но я не хочу раскрывать сразу все «фишки». Могу сказать, что использовалось профессиональное оборудование, спецэффекты. Режиссёр, оператор, вся команда не жалели себя. Старались работать по максимуму, чтобы это было технически круто.
– Есть расхожее мнение: нет пророка в своём отечестве. Мы не можем адекватно оценить что-то своё, родное, оно по умолчанию кажется нам хуже «зарубежных аналогов». И наряду с выражением «говнорок» возник «говнорэп». Эминем вот доказал, что успех в рэпе не зависит от цвета кожи. Есть ребята, которые шпарят рифмой на французском, так что английский язык – это тоже не обязательный атрибут. Как думаете, почему некоторые не любят Басту, его команду, ругают или насмехаются над их, кхм, творчеством? Ну или не конкретно над ним, а вообще над отечественным рэпом? Может, просто завидуют?
– Я не люблю людей, которые критикуют безосновательно. Кто они? Может, рэперы, которые весомы на мировом рынке, и могут сказать: «Мы делаем крутой рэп, а они не очень»?
Как говорил один мудрый учитель: «Критикуешь – предлагай». И делай. А просто критика – это от зависти. И неустроенности собственной жизни. Но к конструктивной критике я всегда отношусь положительно. Это движение. Это реальная возможность менять что-то к лучшему.
– У меня когда-то родилась теория о том, что русский рэп – он не хуже и не лучше зарубежного. А дикое отторжение вызывает потому, что «телеги» на английском, например, мы как минимум не до конца понимаем, а тот же наглый и позёрский спич на русском можно разобрать. Рэп же, кажется, возник где-то в западных тюрьмах и существовал в качестве орудия возвышения одних и унижения других. Не случайно половина «песен» рэперов до сих пор сводится к тому, какие они крутые и опасные типы, живущие исключительно по своим правилам. Вот вы окончили Вокальную школу Марии Струве, значит, голос у вас поставлен и поёте вы без проблем для себя и окружающих. А рэп не пробовали читать?
– Да, рэп – это гангстерская тема. Так и у нас полстраны – любители так называемого «шансона», тюремной лирики. Я к рэпу отношусь достаточно ровно. Есть песни и исполнители, которые мне нравятся, и наоборот. Сама читать его не пробовала и, честно говоря, побаиваюсь. Мне кажется, это такая сложная работа! Нужно монотонно чётким речитативом быстро произносить слова под музыку. Я восхищаюсь людьми, которые умеют это делать.
– Я просто обязан задать этот вопрос, иначе меня назад в редакцию не пустят: а вам вообще рэп нравится? И конкретно российский?
– Если по радио звучит рэп, и мне он нравится, я не буду переключать, а послушаю. Но не могу сказать, что я фанат рэпа. Может, я из другого поколения: меня воспитывали на классике, балете, художественном мастерстве. Если меня пригласят на рэп-концерт, схожу. Я коммуникабельна, принимаю новое, необычное, что-то, что я не пробовала.
– А к творчеству Басты и его лейбла как относитесь? Только честно. Вы же уже получили гонорар и ничем не рискуете? Не удивлюсь, если теперь вы скажете только хорошее, но до утверждения в его проекте, слушали что-нибудь?
– Конечно, и до утверждения в фильм я знала о Басте, видела его выступления, слышала по радио. В телефон песни не закачивала, у меня в плейлисте мало российских исполнителей. В основном я слушаю джаз.
– Респект. Возможно, мы чересчур строги к зарождающейся франшизе. Это ведь по сути рекламные фильмы модных клубов? Помните серию короткометражек про BMW с Клайвом Оуэном? Он там ещё возил то мальчиков-монахов, то Мадонну, то обгонял дьявола… Все понимают, что это фильмы, рекламирующие определённые автомобили, но как же сложно оторваться от экрана! Правда, там был высококачественный экшн. Чем может похвастаться «Клубаре», помимо очевидно топовой хип-хоп музыки?
– Чем может похвастаться фильм «Клубаре», вы увидите в кинотеатрах страны. Я не буду раскрывать все карты, потому что должна оставаться какая-то интрига. Но если бы это было просто рекламное кино, то в этом проекте не принимали бы участие такие артисты, как: Евгений Стычкин, Михаил Богдасаров, Михаил Горевой, Баста, Дарья Чаруша. Там есть идея, есть история, есть ирония. Все всё увидят сами и сделают собственный вывод.
– Наверное, вопросы про рэп уже несколько утомили. Хочется напоследок поговорить и о чём-то позитивном. Год назад вы сыграли в короткометражке «Майор Гром», которую многие (и мы в том числе) приняли благосклонно. Говорят, что вслед за коротким метром должен появиться и полный. Может, у вас есть какая-то инсайдерская информация, которую можете раскрыть? И стоит ли ждать вашу героиню в этой фильме?
– Да, планируется полнометражный фильм «Майор Гром». Вообще это была безумно приятная и интересная работа. Смелая молодая творческая группа, креативный режиссёр Владимир Беседин. Мне везёт на экспериментальные проекты, и я счастлива, что являюсь их частью.
Сейчас идут подготовительные работы к съёмкам полного метра, поэтому ничего подробно рассказывать не буду. Скажу лишь, что Анна Теребкина, – моя героиня, – останется в фильме. Как только появится больше информации, я обязательно расскажу об этом.
– Раскроете свои творческие планы на ближайшее время? Может, подадитесь в режиссуру?
– Мои творческие планы – это в первую очередь сниматься в кино. Сейчас я занимаюсь созданием собственного фильма. Есть множество тем, которые мне интересны, и совместно со сценаристом Евгением Израйлитом мы создали сценарий для моего короткометражного фильма. Я сыграю главную роль и попробую себя в качестве продюсера. Руководить съёмочным процессом сложно, нервно, ответственно. Но мне нравится. Надеюсь, всё получится и фильм появится на фестивалях в следующем году. Не хочу много говорить, сначала нужно сделать, потом рассказывать.
– Это правильный подход. Спасибо за беседу. Очень хочется надеяться, что «Клубаре» выступит в прокате лучше первой части. Впрочем, хуже выступить едва ли возможно… Желаем вам таких ролей, чтобы можно было продемонстрировать и голос, и танцевальные па, и мощные удары клюшкой для гольфа – словом, то, что хорошо получается и нравится делать.
– Спасибо. Благодарю за пожелания. И вам желаю побольше классных, интригующих интервью с интересными звёздами российской кинематографии.
– По части интриги эту нашу беседу уже не переплюнут!
Игорь Талалаев