Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Ford против Ferrari
Автор: Ярик ЛенциусДата: 17.11.2019 02:13
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (1)

FORD ПРОТИВ FERRARI (FORD V FERRARI)
2019, США-Франция, 152 мин.
Жанр: биография, драма, спорт
Режиссёр: Джеймс Мэнголд
В ролях: Кристиан Бэйл, Мэтт Дэймон, Катрина Балф, Трэйси Леттс, Джон Бернтал, Ноа Джуп, Джош Лукас, Роберта Спарта

...или, вернее, на одни деньги не снимешь. Вот, скажем, лучший гоночный байопик последнего десятилетия «Гонка» Рона Говарда обошлась всего в 38 млн. вечноамериканских президентов, а эмоций подарила на десяток лет вперёд. На экранизацию «Форда против Феррари» выделили 97,5 млн. О чём это говорит? Наверное, что историю пишут не только победители, но и те, у кого есть деньги. Вот у 20th Century Fox они были. А ещё у них был режиссёр Джеймс Мэнголд, который на пару с братьями по крови и сценарию Джезем и Джоном-Генри Баттеруортами сочинил исконно-американскую историю о долгом и страдальческом восхождении концерна Ford на пьедестал в старейшей гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана».

Без поллитра истории не понять

Чтобы понять весь потенциал сюжета, нужно обратиться к истории. Итак, в начале 60-х автомобильный ряд компании Ford безбожно устарел в гонке за престиж. Главный конкурент в лице GM стриг купоны с продаж Chevrolet Corvette и Impala, а до переломного выпуска Ford Mustang нужно было как-то дожить и не всплыть пузом кверху на акционной бирже. К счастью или нет, а по другую сторону океана, в маленьком городке Маранелло на севере Италии, другой предприниматель по имени Энцо Феррари «терпел» грандиозный успех в гонках и не менее впечатляющий крах в финансах. Верхушка Ford’a быстро смекнула, что победы в гонках вполне могли бы освежить престижность Ford’a, и решила «помочь» итальянцам, выкупив Ferrari.

Месяцы кропотливого труда по составлению договора привели к тому, что Энцо в одностороннем порядке сорвал сделку, сославшись на не устроивший его пункт в контракте, согласно которому он не мог выставлять свои машины в американской гонке «Индианаполис 500». Казалось, мелочь, а неприятно. Вдвойне неприятно стало, когда вскрылась правда: хитрый итальянец попросту набивал себе цену, чтобы получить финансовую помощь от FIAT’а. А вот Ford в целом и Генри Форд-второй в частности позорно остались с носом. Внук того-самого-Форда так разозлился, что решил любой ценой унизить итальянца в его же стихии – на треке, причём сразу в Ле-Мане, где Ferrari не проигрывала с 1959 года. Для этого они наняли техасца Кэролла Шелби (да, «Элеанор» из «Угнать за 60 секунд» творение его рук) и британского гонщика Кена Майлза довести до ума новый прототип, Ford GT40. О том, как шла доработка машины, с какими проблемами сталкивались Шелби и Майлз в ходе работы, включая козни от боссов корпорации Ford, и посвящена кинолента «Ford v Ferrari».

Теперь, когда с предысторией закончили, рецензия поделится на несколько частей, каждая из которых затронет «Ford против Ferrari» со своей колокольни. Первая затронет типичную проблематику для байопиков: анахронизмы и допущения. Так что, желающим понять как фильм «ощущается» без привязки к теме автомобилей и стоит ли беспристрастному зрителю его смотреть, убедительная просьба перейти к подзаголовку «Корпорация против мечтателей», ибо, сейчас автор включит «редиску», который с пристрастием будет докапываться до недочётов, затрагивая сюжетные спойлеры и расхождения с историческими фактами. Ну, поехали.

Как три Ford’a финиш прозевали

Повторимся, этот абзац рассчитан на тех, кто хочет узнать, как «Ford против Ferrari» раскрыли главную интригу Ле-Мана 1966 года «МакЛарен нажал на газ или Майлз на тормоз?» Если вопрос остался загадкой, но желание читать абзац не отбило, обоснуем, о чём пойдёт речь. Не будем с лицом важного эксперта с моноклем тыкать режиссёра и сценаристов в то, как все было «в реальности». Ладно, кому мы врём, конечно же будем тыкать, но совсем немного. Итак, в любой киноленте, основанной на реальных событиях, найдутся художественные расхождения с реальностью. Это называется художественное допущение и ничего плохого в этом нет, ибо не документальный фильм смотрим. А есть такое понятие, как анахронизм – когда присутствует вещь, которой на момент событий быть не могло. Вот, скажем, повсеместное наваждение Ford’ов разных моделей в киноленте или замена «Индианаполиса 500» на «24 часа Ле-Мана» в вопросе Энцо Феррари – это художественное допущение. А плакат с Шоном Коннери у крыла Aston Martin DB5 1964 года выпуска, который по сюжету в «Ford против Ferrari» появляется на совещании Ford’a в 1963 году – это уже анахронизм. И вот первых, увы, в киноленте гораздо больше, чем вторых.

Можно опустить тот факт, что в фильме намеренно замолчали о Ле-Мане 1965 года. Ведь тогда бы получилось, что все притеснения, которые за свой длинный язык испытывал на себе кино-Майлз, не имели бы места для кино-драмы. Когда же фильм, наконец, доходит до решающего момента, гонки «Ле-Ман» 1966 года, то «допущения» начинают не просто вредить достоверности, но и здравому смыслу. Старт у Майлза начался не самым удачным образом – с лёгкого столкновения с другим GT40, из-за чего у машины Майлза деформировалась дверь и ему пришлось заехать на питстоп. В фильме же «лёгкий удар» (который отчетливо виден на кинохронике) гиперболизирован до уровня знаменитой аварии в «Пункте назначения 2». Можно было бы сказать «ладно, фиг с ним», если бы следом не показали ТЕ ЖЕ кадры, но уже по телевизору, где, чёрт побери, видно, что никто на старте в труху не рассыпался. Такое чувство, будто в монтажной перепутали и взяли пленку с неанонсированного фильма Майкла Бэя. Но и это не всё.

Знакомые с историей помнят, что для Ferrari тот год откровенно не задался: к утру следующего дня все «красные» сошли с дистанции и помешать лидерству Ford’ам могли только поломки и трения между командами. Последнего от фильма не ожидалось. Ведь тогдашний финиш в Ле-Мане, наверное, уникальный случай в истории, когда красивого кадра ради три лидирующих Ford GT40 должны были пересечь финишную черту одновременно. Но перед самым финишем случилось то, что до сих пор вызывает вопросы: то ли Майлз в протест намеренно нажал на тормоз, то ли Брюс МакЛарен (да, основатель того самого McLaren) нажал на газ, но в результате именно он пересек финишную черту первым. Впрочем, по тогдашним правилам гонок, даже одновременный финиш принес бы победу МакЛарену, который стартовал на 20 метров дальше Майлза и, соответственно, проехал за сутки на 20 метров больше. Плюс, Майлза по ходу гонки всё время «притормаживали» и даже заставили повторно заехать на пит-стоп, когда выяснилось что ему «случайно» поставили не ту тормозную систему. Как эти интриги раскрыли в фильме? Спойлер всем спойлерам (сарказм): никак!

Ford v Miles

Можно ещё долго говорить о том, чего не показали, а что показали так, что лучше бы не показывали вовсе, но фильм на то и фильм, чтобы «грузить» не исторической сводкой, а вызывать эмоции. И здесь проблемы у «Ford против Ferrari» начинаются с названия. Оба бренда – легенды, как и стоящие за ними люди: Генри Форд-второй на своём заводе считался не меньшим тираном, чем Энцо Феррари у себя. И потенциально фильм мог в духе «Гонки» (опять, да) показать обе стороны «конфликта», где «униженный» американский концерн будет медленно и уверенно набирать обороты до тех пор, пока не покажет «кузькину мать» зарвавшимся «макаронникам». Но на деле за два с половиной часа Ferrari суммарно отвели около семи минут экранного времени. И главная война у Ford’a отнюдь не с «красными кобылками», персонифицируемыми одним лишь Энцо (к слову, для такой противоречивой фигуры абсолютно не раскрытой), а с Шелби и свободолюбивым Майлзом. Так что, болельщикам Ferrari на сеансах не место.

I bought a '30 Ford wagon and we call it a woodie

Раз уж мы разобрались, что центральной фигурой выбран Ford, то и, ясен-прекрасен, что атмосфере американских 60-х уделено внимания не меньше. Серф-рок на фоне, эпохальные фразочки, вроде упоминания битников, и вещи давно ушедшей эпохи (например, давно почившая авиакомпания TWA) завораживают не меньше, чем звук работающего мотора Ford V8 FE с GT40 MK2. И хотя главный тандем в истории Майлз-Шелби (или, вернее, постройневший – снова – Кристиан Бэйл и полноватый Мэтт Дэймон), невозможно не отметить и главную героиню, Ford GT40. Майлз, человек с тяжёлым характером, сочетал в себе талант как пилота, так и техника, умеющего не только сказать что не так с машиной, но ещё и показать пути улучшения. Шелби же знал как довести автомобиль до эталона. Ну а «подопытной» двухдверной англо-американке оставалось только красиво урчать и вилять в кадре, как модель на подиуме.

И вот в такие моменты хочется просто расслабиться и, как говорил персонаж Бэйла, «слиться с машиной в одно целое». Слишком банально? Возможно, режиссёр Джеймс Мэнголд тоже так думал, потому для противостояний на треках счёл, что каждому «сочному» кадру с GT40 нужен обязательный «индийский триумф». Если речь о напряжённом соревновании с Ferrari на прямой Мюльсанн в Ле-Мане, то превосходство машины выясняется тем, кто из гонщиков умеет сильнее давить педаль газа. Памятуя, что Ferrari не раскрыты в фильме от слова «совсем», то и драму построить в этом эпизоде тяжело, ибо её попросту нет. Есть только ужасный score и «вырванная победа».

Корпорация против мечтателей

Впрочем, остаётся ещё один вариант: драма человеческая. Благо, Кен Майлз был далеко не одуванчиком и часто за свой характер попадал в немилость то боссов, то судьбы. За что, к слову, получил прозвище Stirling Moss of the West Coast. Кто не в курсе: Стирлинг Мосс считается одним из самых невезучих пилотов в истории «Формулы-1». И за два с половиной часа можно отыскать второе дно, которое описывается фразой «Корпорация против мечтателей». Мечтатели – Майлз и Шелби – действительно подаются как бунтари против системы, битники и попросту талантливые разгильдяи. Чем не копия Джеймса Ханта из «Гонки»? Но там, где Ханта из реальности достаточно было просто повторить, Майлзу подбирают нелепый образ импульсивного шута, попадающего в нелепые ситуации: то стекло своего авто покрошит гаечным ключом, то болтнёт лишнего не тем людям.

А когда Майлз Бэйла начинает надоедать однобокостью, включаются эпизоды «чисто поржать». Одна только поездка на семейном универсале чего стоит... Жена гонщика, выпытывает у мужа, где он вчера был, попутно совершая опасные обгоны на шоссе. Другой пример из серии «любимых женщин»: та же жена, видя драку мужа с Шелби, уходит в дом, чтобы вынести на улицу складной стульчик и, устроившись поудобней, понаблюдать за происходящим. Разумеется, потом между всеми участниками «Камеди Клаб» (зачёркнуто) следует диалог, будто никто только что не кувыркался на земле. Этот фейспалм был бы уместен где-нибудь в «Неудержимых» или, боже-прости, в «Форсаже» (благо, бывало там и не такое), но вспоминая, например, классический гоночный «Ле-Ман» со Стивом Маккуином, такие нелепые моменты заставляют просто сделать «рука-лицо» до того момента, пока магический рокот мотора снова не скажет, что в кадре новая порция Ford GT40. Но только, если это не эпизод с 20-секундным плачем Генри Форда из трейлера (очередной фейспалм).

Хватает в байопике и характерных для постановщика проблем с ритмом повествования. Вот, например, превосходная романтическая сцена с танцем под радио в гараже. Сильнейшая сцена (внимание, спойлер для тех, кто не в курсе о судьбе героев!!!) со смертью Майлза, где музыка, план и кадр, сходящийся на ковбойской шляпе, просто выбивает скупую мужскую слезу. Затем следует не менее сильный монолог Дэймона-Шелби в кабинете, который не может смириться с тем, как всё повернулось (до сих пор мурашки по коже). И... @#&*, обиднейший слив в финале, который оставляет после себя одну мысль: зачем? Фильм памяти хитрого Шелби? Эксцентричного Майлза? Или плачущего Форда-второго? Или может режиссёр, простите, банально не знает, когда лучше замолчать?

You'd better win

Майлза, Шелби, Форда-второго и Феррари давно уже нет. И всё же, «Форд против Феррари» есть и, судя по оценкам, ему вполне по силам помочь скоротать пару часиков и внести ясность в то, что такое «24 часа Ле-Мана» и почему настоящие Гонщики (с большой буквы) такие, какие есть. Ну и поведать, почему GT40 называют именно так (вдруг кто не знал). И уже за это, в принципе, фильм нельзя назвать плохим как самостоятельное произведение, без привязки к истории. И то, что в украинском прокате киноленту назвали «Аутсайдеры» теперь, после просмотра, не вызывает возмущения. Здесь нет Феррари, но есть Шелби, здесь нет интриги, но есть Майлз. Здесь нет победителей, но есть аутсайдеры.

По итогам имеем:
– если во главе угла «Луиджи болеет за Феррари», то это



– если девиз «байопик и правда», то



– если есть два с лишним часа и жажда что-то «про машинки», то можно дотянуться и до



Но лично от автора это твёрдый «середняк».

Ярик Ленциус

В кинотеатрах с 14 ноября
Нравится
 
Комментарии:
1. Игорь Талалаев 25.11.2019 07:06
Ну а лично от меня - лучший гоночный байопик последних лет. Не хуже "Гонки", а скорее даже лучше неё. Ярик очень строг к фильму)
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 176 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio