ГЛАВНАЯ РОЛЬ (COMPETENCIA OFICIAL)
2021, Испания-Аргентина, 115 мин.
Жанр: комедия, драма
Режиссёры: Мариано Кон, Гастон Дюпра
В ролях: Пенелопа Крус, Антонио Бандерас, Оскар Мартинес, Хосе Луис Гомес, Маноло Соло, Нагоре Арамбуру, Ирена Эсколар
Картина «Главная роль» аргентинских постановщиков Гастона Дюпра и Мариано Коха – на первый взгляд едкая сатира на фестивальная кино и критика нарциссической природы актёрства, но в то же время более глубокое исследование природы искусства в целом и кино в частности.
Сюжет рассказывает о том, как один миллионер в преклонном возрасте решил оставить после себя не только денежное состояние, но и «что-то вечное». Выкупил права на экранизацию романа нобелевского лауреата и нанял в постановщики режиссёра с громким фестивальным послужным списком Лолу Куавес (Пенелопа Крус), которая дала главные роли братьев, двум актёрам-антиподам Феликсу Риверо (Антонио Бандерас) — красавцу из блокбастеров, имеющему в своём послужном списке все награды, кроме «Оскара», к которому он и стремится, и Ивану Торресу (Оскар Мартинес) — седому интеллектуалу независимого кино, тоже мечтающему получить «Оскар», но только для того, чтобы позже публично от него отказаться.
Вся эта «гремучая смесь» собирается для того, чтобы творить искусство – создавать фильм. Бесконечные парадоксальные, а порой и идиотские репетиции высмеивают современное искусство и весь авторский институт, но при этом авторы не отделяют себя от тех, над кем они смеются. Они скорее смеются вместе со зрителем. Но «Главная» роль имеют трансформирующуюся структуру, и позже от сатиры над авторским сегментом кино переходит к конфликту-противостоянию между героями Антонио Бандераса и Оскара Мартинеса.
Основным достоинством фильма, конечно же, является юмор, который достигается благодаря умелому использованию комических ситуаций и шуток, органично вписывающихся в сюжет и персонажей. Режиссёры Мариано Кох и Гастон Дюпра не стесняются использовать самые разнообразные формы юмора: от игры слов до физического комизма, от сарказма до иронии. Они умело балансируют на грани между культурными референсами и ненавязчивыми шутками, что позволяет им создавать забавные и остроумные моменты.
Кроме этого, в фильме присутствует много ситуационного юмора. Он иронично отражает современное общество и некоторые его аспекты от социальных сетей и интернета до культуры и дизайна. Наконец, юмор в картине помогает разрушить иллюзии о мире кино и открыть для зрителей его тёмные стороны.
Постановщики не пытаются всерьёз ответить на вопрос, что делает искусство настоящим в наше время, когда технологии и социальные сети становятся всё более значимыми в жизни людей. Фильм Коха и Дюпье – это скорее яркий комедийный опус, но с долей здоровой рефлексии над состоянием искусства в эпоху смартфонов и инстаграма.
Безусловно, фильм «Главная роль» нельзя назвать по-настоящему авторским проектом и сатирой над современным обществом, как, например, фильмы Рубена Эстлунда, но и действительно зрительским он не является, занимая место в ряде картин, описываемых модным нынче словом, «арт-мейнстрим». Тем не менее, Дюпье и Кох сделали очень важную и практически невозможную сейчас вещь: смогли наполнить под завязку гэгами, отрефлексировать болевые точки современного общества, посмеяться над коллегами по цеху и самое главное – сами над собой. Согласитесь, не каждый способен на это.
Олег Мухаметдинов