ОПАСНАЯ РОЛЬ ДЖИН СИБЕРГ (SEBERG)
2019, Великобритания-США, 96 мин.
Жанр: триллер, драма, биография
Режиссёр: Бенедикт Эндрюс
В ролях: Кристен Стюарт, Иван Атталь, Гэбриел Скай, Джек О’Коннелл, Маргарет Куэлли, Колм Мини, Винс Вон, Стивен Рут
«Опасная роль Джин Сиберг» представляет собой частично выдуманный рассказ о событиях из жизни известной актрисы. Сиберг, подающая надежды американская актриса, переехала во Францию и стала иконой «новой волны». В 1960-х она металась между Францией и Голливудом. «Опасная роль…» – не её биография, а скорее экранизация самого примечательного и трагичного факта из её жизни. Сценарий фокусируется на том, как политическая деятельность актрисы привела к тому, что персоной Сиберг заинтересовались американские спецслужбы.
Итак, Джин оставляет во Франции своего мужа и маленького сына и отправляется на съёмки в США. В Америке актриса увлекается деятельностью «Чёрных пантер» (организации чернокожих экстремистов) и общение Сиберг с их лидером становится источником сплетен: богема считает отношение актрисы с чернокожим политиком рекламным ходом, ФБР-овцы же — опасностью для американских ценностей. Во благо страны репутация Сиберг должна быть уничтожена: особисты распространяют ложные слухи, разрушают карьеру, что приводит к неврозу и пагубным зависимостям у самой Джин.
Главная проблема со сценарием «Опасной роли Джин Сиберг» заключается в том, что, как это часто бывает с биографическими фильмами, создатели байопика не смогли найти в центральной героине ничего интересно. Как и в случае с персонажем Рене Зеллвегер в недавнем фильме «Джуди», Кристен Стюарт в роли Джин Сиберг глубоко погрузилась во внутренний мир своего образа, но сценарий затягивает её в ситуацию, которая менее интересна, чем должна быть. В целом кинолента затрагивает интересные вопросы, как, например, использование влияния поп-культурного идола в качестве инструмента пропаганды, однако, стоит признать, это тема для совсем другого произведения. Главная задача картины состояла в том, чтобы представить центральную героиню как мученицу, а силы ФБР – в качестве извергов; неслучайны первые кадры фильма – не самый тонкий пример образности.
При этом особой психологии сценарий не развивает. Сиберг-женщина, Сиберг-борец и Сиберг-актриса меньше интересовали создателей, чем Сиберг-жертва. Сюжет не очень хорошо работает над созданием мира, окружающего главную героиню, и самой персоны протагониста: здесь уделяется минимум времени на раскрытие деталей личности. Более того, даже кинематографические отсылки к деятельности реальной Сиберг практически отсутствуют, из-за чего картину можно окрестить антиверсией «Однажды в… Голливуде». Потому портрет Джин здесь странный и неполный: художественные преувеличения сильно выбиваются из общего ритма, из-за чего возникает ощущение, что уместнее было бы делать проект с выдуманными персонажами, чем основанными на реальных персонах.
Тем не менее, в «Опасной роли Джин Сиберг» встречаются любопытные решения. К ним относится вторичная сюжетная линия с участием агента ФБР Джека и его жены Линетт. В отличие от своего босса и Фрэнка и напарника Карла, которые уже закостенели до полной потери человеческого облика и являются верными последователями политики Дж. Эдгара Гувера, Джек представлен как человек принципов, который постепенно разочаровывается в преследовании Джин и в методах ФБР в целом. Намёки на это проскальзывают на протяжении всего фильма, но сюжетная линия Джека, как правило, чрезмерно запутана. Слишком мало времени посвящено этому персонажу, чтобы его мотивы и действия выглядели для зрителя правдоподобно. В итоге и цель помещения этого героя в биографию Сиберг неясна: фильм, вероятно, был бы сильнее (по крайней мере был бы лучше сфокусирован), если бы сцены с Джеком удалили вовсе.
Кристен Стюарт – лучший элемент фильма, она выглядит превосходно, и пусть актриса не полностью перевоплощается в Сиберг, она демонстрирует высокое качество игры. Все эмоции, что зритель чувствует к Джин – заслуги исключительно Стюарт.
Как только становится ясно, что этот биографический фильм только наполовину о Джин Сиберг и больше посвящён гадким поступкам спецслужб, впечатление быстро увядает. Трагедия героини осталась не раскрытой, и фильм, наверное, уместнее было бы назвать «ФБР против Сиберг», а не «Опасная роль Джин Сиберг» или просто «Сиберг», как в оригинале. Интересно, что сама Джин в своём первом проекте «Святая Жанна» была сожжена на костре – и кинолента буквально напрашивается на параллели, но реализованы они слишком уж топорно: в итоге вышел «мёртвый» и статичный кинофильм, процедурно демонстрирующий факты из биографии знаменитой актрисы. Возможно, ленту следует похвалить за детали эпохи 60-х, включающие причёски, костюмы и декорации, но проработка фона не оживляет действо: «Опасная роль Джин Сиберг» вряд ли возродит интерес к фильмографии талантливой актрисы и воскресит её имя из кинематографической безвестности.
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 27 февраля