ИЛЛЮЗИЯ ПОБЕГА (SUPERPOSITION)
2023, Дания, 105 мин.
Жанр: драма, фантастика
Режиссёр: Каролине Люнгбю
В ролях: Мария Бах Хансен, Миккель Боэ Фёльсгор, Мило Ольсен
Гуманитарная чета из Копенгагена: радиоведущий, знающий всё о футболе и философии, но ничего о природе Тейт (Фёльсгор) и его жена-литератор Стине (Хансен), так и не дописавшая давно начатый дебют – едут с маленьким сыном Немо (Ольсен) в лесной дом на оплаченный редактором радиостанции эксперимент. Затея в том, чтобы семья прожила практически изолированно целый год, не имея никакой связи с цивилизацией кроме отсылаемых на флешках подкастов, где супруги должны периодически делиться своими мыслями и ощущениями. Редактор думает, это будет интересный материал; Тайт со Стине думают, это будет отличный способ вновь обрести себя и разобраться с личными неурядицами. Но довольно быстро они теряют сына в лесу и обнаруживают нежданных соседей, чуть более квантово-философской природы, чем можно было предположить по прозаической завязке.
Каноничная скандинавская драма о поиске себя (действие разворачивается, разумеется, посреди леса) в какой-то миг встречается с пиловским «Мы», но только ради того, чтобы в итоге расстаться: там, где американский хоррормейкер давит на важный ему с расово-социальной точки зрения коллективизм, датчанка Каролине ужимает свой сюжет в предчувствуемый северо-европейский индивидуализм, а в какой-то момент и откровенный эгоизм, низводя мораль героев практически до родоплеменных отношений.
Прямой перевод названия «Суперпозиция», говорящего о наложении, комбинации состояний, конечно, намного лучше отражает структуру сюжета и даже визуала (частое использование зеркальных поверхностей в кадре), нежели локализованная «Иллюзия побега», нехитро отсылающая к условным жанровым обязательствам (например, быть триллером, который тут, будем честны, занимает минут двадцать хронометража). Для повышения зрительского ажиотажа стоило, наверное, использовать более проверенный тайтл «В поисках Немо»: всё же аккурат на поисках здесь сделан больший акцент, чем на побеге (главная героиня уже в самом начале насмехается над собственным эскапизмом со всем этим экспериментом).
Это не затянутое, не медлительное и не снобистское кино, от которого должно веять прохладой и показным интеллектом, но довольно скоротечное размышление с понятной и немного пугающей недосказанностью в финале. Размышление о том, как мы можем застрять в браке, в отношениях и в невысказанных проблемах, застрять так сильно, что будем готовы буквально убить партнера. И хорошо, наверное, что это размышление через триллер, через фантастику постепенно прорывается к зарисовке о – тут чересчур напрашивающийся каламбур – модели шведской семьи, на которую скандинавы судя по всему смотрят с тем же недоумением, что и мы.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 25 мая