МЕЧТЫ О БУДУЩЕМ
МЕЧТА
Жанр: драма
1941, СССР, 100 мин.
Режиссер: Михаил Ромм
В ролях: Елена Кузьмина, Владимир Соловьев, Виктор Щеглов, Фаина Раневская, Аркадий Кисляков, Ада Войцик, Михаил Астангов, Михаил Болдуман, Ростислав Плятт
«Одна из особенно дорогих мне картин – это – «Мечта». Она снималась в канун Великой Отечественной войны и закончена в ночь на 22 июня 1941 года…Картина очень дорога мне. Показать вновь на экране таких актеров, как Раневская, Астангов, Плятт, Болдуман, Кузьмина, Войцик – это была бы радость…»
Михаил Ромм
Это было в годы предшествовавшие воссоединению украинских земель. Из бедных сел западной Украины тянулись в город тысячи людей в поисках работы и счастья. В этом городе было пять костелов, две тюрьмы, четыре фабрики, тридцать девять публичных домов и двести сорок торговых лавок…
Анне – главной героине разворачивающихся событий, можно сказать, крупно повезло. Она получила работу швейцара в ресторане и койку в «меблированных комнатах» за скромную плату в дополнение к исполнению обязанностей служанки. И ей даже удалось за три года скопить некоторое количество денег! О большем она даже не смела мечтать, что немного странно, учитывая, что отель, в котором она проживала, назывался «Мечта»…
Хозяйка комнат мадам Роза Скороход – жадная до денег сварливая старуха, держащая фруктовую лавку при гостинице. Жесткая со всеми, чей социальный статус был ниже ее, обходительная и заискивающая перед всеми, в чьих карманах были деньги, а в руках – власть. Успешная в деловом плане, но несчастная женщина, Роза начинала с самого низа, чтобы теперь спустя годы обеспечить своему единственному сыну хорошую жизнь. Ее мечты приземленные и касаются любимого отпрыска, которого ей так и не удалось воспитать настоящим человеком.
Лазарь Скороход – инженер по образованию, пятнадцать лет проживает на иждивении матери. Неспособный хоть как-то помочь ей в делах, он работает над проектами больших и современных заводов. Его мечты и чертежи – все, что у него есть. Его ум опережает технический прогресс, и воплотить все задуманное в этой стране ему не суждено.
Пани Ванда – одна из обитательниц «Мечты», в которую влюблен Лазарь. Но она не обращает особого внимания на человека с таким неопределенным статусом. Ей нужен богатый жених, так как жить уже скоро будет не на что - приданное на исходе. Не имея собственной семьи, которая способствовала бы ей в осуществлении мечты о замужестве, она регулярно подает объявления в брачную газету. И с каждым разом ее послание к потенциальным женихам все больше походит на последний и безнадежный крик умирающего.
Надменный пан Станислав Комаровский – коммерсант, по собственным словам, заинтересовавшийся объявлением Ванды по большей части той его частью, в которой говорилось о мифическом приданном, кажется настоящим аристократом. Но он по ночам сам стирает свои носки в малюсенькой комнатке под мостом. Только при свете дня, франтоватый пан Комаровский кажется случайным гостем в меблированных комнатах мадам Скороход. Его внешность соответствует лишь его амбициям, а на деле ему самое место в обществе неудачников «Мечта».
Дополняют полную картину обитателей этого забытого Богом места бывший художник, ныне слесарь-ремонтник, Домбек – ехидный, хитрый старик, и извозчик Янек. Портрет последнего четко выражается его же словами: «Вот скажите мне, почему не везет хорошему извозчику, а? Конь у меня приличный, фаэтон в порядке, а седоков нет». Оба они уже прожили лучшие годы своей жизни и теперь коротают свои свободные часы за игрой в лото по вечерам в столовой «Мечты».
Деревенская девушка Анна в противоположность всем им еще молода и полна сил. Она еще способна сама направить свою жизнь в нужное русло. Но она проста и наивна, и на самом деле ей не везет. Хотя сейчас она об этом не задумывается, а просто живет. Иногда навещая своего брата Василя, который занимается организацией забастовок рабочих, о чем его сестра даже и не подозревает. Путь молодых и энергичных противников загнивающего капиталистического режима страны опасен и проходит за границей закона. Василь и его товарищ Томаш – не главные герои этой истории, но и они окажут роковое влияние на события, происходящие на экране.
Большую часть фильма перед зрителями разворачивается классическая драматическая пьеса. После знакомства со всеми действующими лицами обстановка в отеле накаляется. Полицию интересует деятельность Василя, отчаявшийся Лазарь крадет деньги своей матери, чтобы отвести Ванду в ресторан, отбив ее завидного жениха Станислава. Янек и Домбек лишь подливают масла в огонь, а Анна оказывается в самом эпицентре всех событий. До кульминационной сцены, поставленной в лучших традициях киноискусства, режиссер фильма Михаил Ромм очень грамотно выстраивает цепочку событий. Нагоняя напряжение, добавляя драматические и романтичные нотки, ему удается воссоздать потрясающую атмосферу этого города. Этого места, в котором только сильным духом удастся сохранить себя, не раствориться в замкнутом мирке отчаяния и осколков разбитых мечт.
Но после кульминации, нарисовав картины будущего каждого из своих героев, Ромм продолжает сюжетную линию жизни Анны. Не удовольствовавшись открытым финалом ее истории, режиссер предлагает зрителю проследить, на что способна молодая девушка, потерявшая буквально все, но не сломавшаяся под напором злой судьбы. Если прочим героям не остается ничего иного как махнуть рукой и сказать: «Эх, проклятая жизнь!», то Анна не намерена сдаваться просто так.
Этот ход, сейчас, спустя десятилетия видится спорным. Логически картина была завершена, но вместо ожидаемой надписи об окончании, фильм продолжился. Сегодня такое окончание может сойти за государственный заказ правительства, некую пропаганду, попытку вселить гордость за свою страну в сердца людей. Девушка, не имеющая будущего в западной Украине, помимо пути той самой Розы Скороход (и это в лучшем случае) смогла стать полноценным членом общества в СССР. Она – идеальный пример, как с агитки партии, советской женщины. Не просто служанка, кухарка и горничная в одном лице, но и друг настоящего пролетария.
Но по большому счету это не так уж и важно, потому что по кинематографическим меркам того времени Михаил Ромм снял нетривиальную глубокую и яркую ленту о сильной духом женщине. О личности.
Немалая заслуга в том актеров, принявших участие в работе над фильмом. Трогательно наивная Елена Кузьмина, обворожительно печальная Ада Войцик, напористый Михаил Астангов, ироничные Михаил Болдуман и Ростислав Плятт, неудачливый мечтатель Аркадий Кисляков. И, конечно же, несравненная Фаина Раневская, соединившая в себе самые противоречивые чувства и эмоции, какие могут зародиться в человеческой душе. Все они по-настоящему прожили жизни своих героев, а не просто притворились другими людьми на короткое время. Их игра заставляет поверить во все те события, чьими свидетелями стали зрители. Ни на одном из многочисленных крупных планов оператора Бориса Волчек, качественно исполнившего свою работу, не было заметно ни тени фальши.
Фильм и сегодня смотрится с интересом, с некоторой ностальгией по хорошему и качественному отечественному кино. И по тем замечательным актерам, которым невозможно не поверить. «Мечта» – это наш фильм, который можно и нужно любить.
Ренат Гарипов