ОПАСНАЯ ИЛЛЮЗИЯ (THE NECESSARY DEATH OF CHARLIE COUNTRYMAN)
2013, США, Румыния, 103 мин.
Жанр: криминальный триллер, трип
Режиссер: Фредрик Бонд
В ролях: Шайа ЛаБаф, Эван Рэйчел Вуд, Мадс Миккельсен, Тиль Швайгер, Руперт Гринт
Коренной американец с еврейской внешностью, именуемым звучным словосочетанием Чарли Кантримен, в первые минуты действия теряет мать. Однако, умерев, та успевает посоветовать сыну съездить в Бухарест – тот, не долго думая, покупает билет на ближайшей рейс и отправляется навстречу смерти, местным достопримечательностям и своей, возможно, первой и единственной любви. За которую еще стоит побороться – а конкуренция в лице местного мутного выродка представляется довольно мощной, учитывая тот факт, что Чарли, в общем-то, типичный хлипкий юноша, то ли от того, что много витал в облаках, то ли потому, что наркоман.
Бондовский дебют, уже получивший свое количество тычков и пинков от разного рода критиков (о кассовом успехе, понятное дело, говорить не приходиться), если вдуматься, являет собой классический пример прочитанной второпях и кое-как романтической поэмы. Где, понятно, всех не устраивает, что плохие – просто плохие, а хорошие – вроде бы вызывают сочувствие с самого начала. И да, общая картонность типажей регулярно дает о себе знать – обычное дело для бывшего клипмейкера – форма нарратива поначалу сбивает с толку мультижанровостью, центральный конфликт – наивностью, а лирика – выпученными глазами, с которыми Бонд развивает романтическую линию. Но не так прост оказывается этот двухчасовой клип, угощавшей зрителя щедрой россыпью конфеток-экстази, где каждая заставляет работать самые разные вкусовые рецептеры: при таких раскладах какие-то порции идут мимо кассы, но иногда глупо ухмыльнутся и вспотеть на дешево оформленной дискотеке может быть если не приятно, то точно познавательно.
По изогнувшейся и в какой-то момент завязавшейся в морской узел сюжетной линии можно понять, что речь идет о парне и девушке, которых вместе сводит смерть – у него мама, у нее папа – и пытается разлучить она же самая. А отталкиваясь от классической экзистенциальной ситуации Чарли, которого играет беспокойно шарящий глазами туда-сюда ЛаБаф, и вправду честно старавшийся, увлекательнее следить за постоянным балансированием над глубокой пропастью. Этому способствуют, во-первых, лихорадочный ритм и подчеркнутая непричесанность, во-вторых – мило скалившийся Миккельсон, завидев плотоядную ухмылку которого, начинаешь жалеть всех: Кантримена, Рэйчел-Вуд со странноватым мейк-апом, людей на видеопленке. Он и обматерит, и ударит, и даже наденет на голову пакет из полиэтилена. Разбавляют эти стрелялки-догонялки совершенно невменяемые, слепящие своей расцветкой эпизоды: Руперт "Рон Уизли" Гринт с внушительным стояком в штанах посреди стриптиз-клуба или укуренные в хлам водители «Скорой помощи», попутно неловко перевернувшие машину с бодро вылетевшим из нее (сюжетно важным) трупом.
Все это, конечно, отдает клиническим диагнозом и в принципе уже можно было бы расписаться и выдать рецепт на лечение. Если бы ни еще одна подозрительно складная трактовка всего увиденного как одна большая галлюцинация, шизо-фантазия стукнувшегося о твердый больничный пол хипстера, придумавшего и Бухарест, и девушку с виолончелью, и ее крутого бывшего мужа. Но при всех имеющихся у зрителя в распоряжении намеках, правды нам так и не раскроют. Да и не надо было – добавляет приятной неоднозначности в однозначный фильм про парня, несущегося без оглядки на встречу собственной мечте.
Александр Гофман